- »
- Культура »
- Общество »
- Родной край »
- Проект «КВ». Малая Родина. Улица Рабочая – из века 20 в век 21.
Проект «КВ». Малая Родина. Улица Рабочая – из века 20 в век 21.
Лентой в даль уходит дорога. Где-то там в предрассветных сумерках святятся огни: то ли фонари горят, то ли светятся фары редких пока машин. Улица «спит». Но вот проходит совсем немного времени, и улица «просыпается»: в окнах многоэтажек загорается свет, появляются немногочисленные прохожие.
К 7.30 улица становится оживленной - горожане спешат на работу. Около остановочных павильонов стоят группы людей - это рабочие Крас- нокутского электромеханического завода ждут автобус, чтобы в очередной раз пройти через заводскую проходную. И тут приходит осознание, что улица эта, действительно, Рабочая.
Она была так названа приблизительно в начале XX века. Изначально на ней жил работный люд железнодорожной станции. Название у улицы было соответствующее. Это одна из немногих улиц города, которая как была изначально Рабочей, так ей и осталась. Менялась только протяженность улицы, прирастая квартал за кварталом.
По воспоминаниям Михаила Белоусова, автора книги «На родных берегах Еруслана», была эта улица короткой (не более трех кварталов), ничем не примечательной, с обычными на ней дворами селян. Ее конец выходил к северо-восточной стороне кладбища.
По рассказам старожилов, на месте второго за историю Красного Кута кладбища построены лицей-интернат №5 и близлежащие дома.
Начало Рабочая берет от улицы Вокзальная, Привокзальной площади (кстати, в 60-х годах XX века она была излюбленным местом любителей хоккея, как игроков, так и болельщиков) и кафе «Старый замок» предпринимателя Виталия Анисимова, приобретшее современный вид в 2006 году.
В конце Рабочая упирается в территорию так называемой Ахматской больницы - Красно- кутской районной больницы, главным врачом которой в настоящее время является Михаил Сабаев.
Как писалось в районке к 30-летию города, в 1996 г., «в июльские дни 1976 года в городе состоялось торжественное открытие нового лечебного корпуса райбольницы. Он был гораздо больше старых, лучше оснащен медицинской техникой.
20 июля справил свое новоселье и родильный дом. Сестренки-двойняшки Марина и Лена Симанчук стали первыми его хозяйками».
В прошлом веке фактически
на этом же месте располагалась земская больница на восемь коек, строительство ее пришлось на 1900 год.
На всем протяжении Рабочая пересекается с улицами Куховаренко, Дубовика, Армейской, Комсомольской, Лиманной, Куйбышева, Чапаева, проспектом Победы, переулками Кузнечным, Спортивным, Пролетарским, Степным, микрорайоном Нефтяников, тупиком Краснокутским.
Вдоль Рабочей располагается несколько социальных объектов. Если двигаться от начала улицы, то после пересечения с Армейской по правую руку мы увидим студию «Голливуд», где весело проводит время младшее поколение краснокутцев. Главным организатором праздников для них является Альфия Вахитова.
Напротив «Голливуда» располагаются Краснокутские городские электрические сети, в простонародье горсеть. Организовано предприятие в октябре 1977 года. На сегодняшний день руководит организацией Владимир Крутов.
Чуть дальше уже по правую руку находится общежитие лицея-интерната №5 ОАО «РЖД». Открылось данное учебное заведение в 1962 году для обучения и воспитания детей железнодорожников с линейных станций Саратовского, Астраханского и Алгайского направлений. На протяжении последних 20 лет им руководит Валентин Тихонов.
Двигаясь дальше, также по правую руку, но уже после пр. Победы будет расположен городской стадион им. Н.А. Кравченко. Назван так он был в честь почетного гражданина Краснокутского района Николая Кравченко, который в бытность директором Краснокутского электромеханического завода и построил стадион.
Вот что вспоминает Антонина Бутенко, первый архи-
тектор города Красный Кут, о событиях, связанных с появлением городского стадиона: «Площадь, где сейчас размещается стадион, была глубокой окраиной поселения Красный Кут.
Долгое время постройки приближались к территории стадиона, и он оказался зажат между улицами Рабочая и Авиационная. Эта территория была не огорожена, и детвора гоняла на ней мяч, а пешеходы ходили по всем направлениям.
Это продолжалось до тех пор, пока по инициативе директора Краснокутского электромеханического завода Н. Кравченко был взят на баланс завода.
Когда разрабатывался первый генплан на г. Красный Кут, главный вход на стадион предусматривался с проспекта Победы, и восточные трибуны венчали главный вход. Существующая ветхая частная застройка, которая закрывала проспект, подлежала сносу, а перед входом предусматривалось благоустройство с комплексом мероприятий по озеленению, устройству открытых спортивных сооружений, освещению, оборудованию мест отдыха. Но финансирования на стадион не было.
Когда завод взял стадион, первое, что было сделано, - футбольное поле развернули, как и положено, с севера на юг. Заводская молодежь выезжала на кирпичный и железобетонный заводы г. Энгельса и зарабатывала кирпич и ж/б конструкции. Вся молодежь города помогала строить стадион. И к 1984 году стадион был огорожен, восточные трибуны построены. Как раз в этом году на стадионе проходила сельская спартакиада, которая прошла с успехом».
В 1996 году во время визита в район губернатора Дмитрия Аяцкова на стадионе состоялся футбольный матч между командами областной и районной администрации. Краснокутскую команду пред-
ставляли Юрий Марин, Борис Попов, Леонид Крайнев, Николай Гущин, Владимир Кравченко, Геннадий Криворучко, Виктор Ефименко, Михаил Акчурин, Мамед Наджафов, Василий Баранов, Олег Краснов, Владимир Коробков, Сергей Белоусов, Анатолий Дьяков, Андрей Савчук. Итоговый счет 3:3. Как писали в то время в районной газете, победила дружба.
В том 96-ом году на стадионе прошло еще одно запоминающееся мероприятие - праздник «Золотая осень». Как было отмечено на страницах «Красно- кутских вестей»: «Редким, удивительным случаем стал для собравшихся показ лошадей. Грациозно вышагивали Орловские рысаки, Арабский жеребец. Мощно, поражая своми размерами, прошествовал Владимирский тяжеловоз. И уж совсем было радостно детям от шустро бежавшего Шотландского пони, замыкавшего процессию. В этом немалая заслуга принадлежит С. Леонкину и руководству селекционно-опытной станции, организовавшим столь необычное зрелище».
После смерти Николая Кравченко в 2008 г. было решено присвоить стадиону имя человека, который его основал, вложил в него, как говорится, душу и сердце. (Кстати, газификация жилых домов, в том числе и многоэтажек КЭМЗ, по ул. Рабочей началась в 1986 году. Николай Александрович приложил для этого немало усилий). Сейчас относится стадион к МУ «Спорт», возглавляет которое Сергей Шумский.
Вблизи улицы Куйбышева, слева, находятся сетевые магазины «Пятерочка» и «Магнит», а после ул. Чапаева с правой стороны - «Гроздь» и «Универсал», напротив - строительный магазин «Стройград» индивидуального предпринимателя Вячеслава Шабунина. После переулка Степной, как отмечено на карте города в сети интернет, с левой стороны дороги расположена автостанция. От
нее на маршрутке «Властелин» буквально каждый час можно уехать в Саратов.
В районе микрорайона Нефтяников с правой стороны находится детский сад «Солнышко», открытие которого состоялось в 1974 году. Заведующей этого детского учреждения является Надежда Мишина.
Совсем недавно наискосок от «Солнышка», т.е. по левую сторону дороги построили автомойку с оригинальным названием «Мой Авто Сам». Название, как говорится, простите за тавтологию, говорящее, сразу же объясняющее, что и как.
В утренние и вечерние часы пик в центральной части города на пересечении улиц с Рабочей образуются настоящие заторы, особенно в осенне-зимний период. Участники дорожного движения, причем и водители, и пешеходы, в один голос говорят, что пора ставить светофоры... Не поверите, но на пересечении Рабочей с Саратовской примерно в середине 60-х годов прошлого века светофор был! Это документально подтверждено. Хотите убедиться? Заходите в Одноклассниках на страничку Юрия Волкова, он собирает и выставляет на всеобщее обозрение старые фотографии, чем вызвал восторг не у одного десятка людей. Действительно, спасибо за сохранение истории!
Достопримечательностью Рабочей является тротуар, которого нет ни на одной другой улице. В былые времена мне даже в голову бы не пришло назвать тротуар достопримечательностью, ведь на основных улицах - Московской, Красно- кутской, Комсомольской, Саратовской - он был. Теперь же Рабочую облюбовали сторонники здорового образа жизни, опять же из-за тротуара, по которому удобно и просто пройтись пешком, и пробежаться легкой трусцой.
Материал подготовила Светлана Отрокова.
Вы можете поделиться данной страницей в социальных сетях.
Присоединяйтесь: