8(84560)5-54-26
413235 Саратовская область, г.Красный Кут, пр. Победы, д.24
8 987 350-78-48
X
ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Сегодня: 18.06.2018 г.

Рубрика новостей:

Частная реклама

Присоединяйтесь:

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы по Вокзальной до вокзала

улица Вокзальная г. Красный КутНочь окутала своим темным покрывалом город. Лишь снежный покров, от которого отражают свой свет одинокие фонари, не дает сумраку полностью поглотить все вокруг. На улицах пустынно - ни одной машины, ни одной живой души. Железнодорожная станция г. Красный Кут тоже дремлет в ночной тиши, она, как затаившийся зверь, готова в любую минуту встрепенуться от звонкого гудка проезжающего мимо тяжеловесного товарного состава. Ночью станция таинственна, в свете станционных огней, отраженных от железных нитей уходящих вдаль рельс, не замечаешь ее ночной жизни. Но вот спящий тепловоз вдруг оживает и, издав сиплый гудок, откатывается в темноту под состав. Вдоль вагонов внезапно начинают двигаться фигуры в оранжевых жилетах. Вот по громкой связи сонная дежурная объявляет о прибывающем ночном поезде, и далекий гул пассажирского состава эхом разносится по станции.

Жильцы улицы Вокзаль- ной давно уже стали частью этого ежедневного, бесконечного круговорота. Жизнь их неразрывно связана со стальной магистралью. Сейчас трудно представить, что когда-то здесь не было железнодорожной ветки, как и самой улицы с таким названием, была лишь бескрайняя степь… В поисках материалов для данной публикации повезло мне найти в библиотеке очень занятную книгу «На родных берегах Еруслана». Ее автор М. Белоусов, генерал-майор в отставке, родился и вырос в нашем степном городке. Его повествование - кладезь бесценной информации об историческом наследии нашего города. Многое из того, о чем пишет в своей книге, давно уже забыто и кануло в лету. Есть в рассказах автора упоминание и об улице Вокзальной, и вот что удалось узнать корреспонденту районки.
В далеком 1903 году началось строительство ширококолейной железной дороги Саратов-Астрахань, первые составы по новому полотну двинулись спустя четыре года. Выбранное направление охватывало множество пунктов – от больших станций до небольших переездов. Так, в 1907 на карте железнодорожных артерий появилась маленькая точка под названием Красный Кут. Строительство станции и прилегающей к ней инфраструктуры дало название и улице, которая находилась в непосредственном соседстве с железной дорогой.
Вокзальная - такое имя получила самая восточная улица города. Она брала свое начало от Московской. В ее первом квартале не было ни одного дома, выходящего фасадной стороной на нее. На углах Московской и Вокзальной стояло две землянушки, а у самого переезда располагалось казенное глинобитное здание барачного типа. Оно входило в расчет двора мастера одного из участков службы пути. Некоторые рабочие приезжали сюда на заработки из других областей, поэтому данный барак почти никогда не пустовал. Вокзальная улица была однорядной. Окнами все находящиеся на ней редкие строения были обращены на железнодорожные пути. После двора упомянутого выше мастера располагался топливный склад, на одной стороне которого хранились дрова для отопления квартир железнодорожников, а на второй - огромный резервуар для нефти. Возле склада находилась башня для закачивания цистерн и заправки паровозов. Тут же рядом находилась и по воротная конструкция для разворота паровозов, а чуть поодаль контора начальника службы тяги.
Немного севернее виднелось здание амбулатории, где проводили различные медицинские манипуляции рабочим станции. Напротив, через дорогу, был возведен вокзал. Представлял он собой кирпичное двухэтажное строение с залом ожидания, билетной кассой, комнатами дежурного по станции, телеграфом и буфетом. Здесь можно было полакомиться разносолами, причем ассортимент товара был рассчитан на кошелек любого покупателя. Так как Красный Кут являлся станцией узловой, то составы здесь долго не задерживались, максимальное время стоянки ограничивалось получасом. На левой, лицевой стороне Вокзальной, располагался дом немца Ленца, работавшего в «торговых домах» бухгалтером. Дальше - ремесленное училище, оно занимало целый квартал, закончившие школу молодые люди зачастую направлялись на обучение именно в это учебное заведение.
Сразу же за вокзалом, возле водонапорной башни возвышались два каменных дома с квартирами для инженерно- технического персонала железнодорожного узла. А севернее располагалась товарная станция со всеми ее складами, погрузочно- разгрузочными платформами.
Вот такой была в десятых-двадцатых годах начала XIX века улица Вокзальная. Более ста лет прошло с тех пор. Многое изменилось буквально до неузнаваемости. Пропускная способность станции возросла в разы, современное оборудование и техника сменили устаревшие паровозы, сменилось не одно поколение работников станции. Но живет улица все той же жизнью: под гул поездов, под стук колес железнодорожных составов, под размеренный напев тружеников-тепловозов, неустанно снующих туда-сюда по стальному полотну, под горькие слезы расставания и радость долгожданных встреч бесконечного потока провожающих и встречающих на перроне пассажиров- краснокутцев.
И снова ночная мгла, и снова тишина в городе. Отдыхает он от дневной суеты. Только лишь долгий гудок тепловоза способен пробудить ото сна жителей маленького городка. Под стук колес, словно в купе пассажирского, дремлют краснокутцы с улицы Вокзальной. А кому не спится, стоя у окна, провожают в дальний путь очередной скоростной состав, который со стуком и гулом проносится мимо, мимо людских судеб, людских жизней маленькой железнодорожной станции с большой и интересной историей.

Вы можете поделиться данной страницей в социальных сетях.

Написать сообщение

Пожалуйста, оцените по 5 бальной шкале
Ознакомлен с пользовательским соглашением.