8(8456) 05-14-97
8(8456) 05-18-26
8 905 032-63-74
e-mail: kv14@yandex.ru
6+
X
ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Сегодня: 16.04.2024 г.

Мировые новости

Все статьи >>

Частная реклама

Присоединяйтесь:

Степная колыбель памяти

03.11.2017

Асуник (Аsunik) – так по эстонски звучит слово переселенец. В середине 19 века десятки семей из далекой Эстонии перебрались на жительство в наши края. Что заставило их покинуть родину? Что искали они в чужих для них землях? Свободы? Лучшей жизни? Земельных наделов? А влекли переселенцев рассказы о богатых заволжских степях, по крайней мере так говорится в отдельных работах эстонских исследователей. В период с 1859 до 1880 годов в нашем районе, а тогда Новоузенский уезд Самарской губернии, образовались четыре эстонских поселения – Лифляндка, Горецкое, Балтийка и Эстонка. В наши дни осталось только одно село, основанное эстонскими переселенцами, село Балтийка. 2017 год – юбилейный для села. 140 лет назад осенним днем 1877 года здесь появились первопроходцы, родом с берегов Балтийского моря. Мы приглашаем читателей, вместе попытаться пройти тот путь, который выбрали люди, почти полтора века назад отправившиеся в Поволжье и вписавшие новую страницу не только в историю своего народа, но и в историю Краснокутского района.

 
Ехали три Антона да один Денис 
1997 г. Окрестности с. Балтийки«Взору открывалась бескрайняя травянистая степь. На протяжении двухсот верст простираются только небо и земля, ни одного дерева или куста. Искать красоту природы здесь напрасно» - такой негостеприимной представилась новая земля для четырех молодых парней из Эстляндской губернии. Известно, что было их три Антона и один Денис. К сожалению, документы не сохранили фамилии трех основателей Балтийки. Однако, фамилия одного из первых переселенцев всетаки до нас дошла - Денис Денисович Шульц, впоследствии основатель большого рода. Одна из его дочерей Ида Денисовна Педасар позже рассказывала, что влекло молодых эстонских парней за Волгу. «Отец говорил, что за Волгой богатые земли, где все хорошо растет, а свиньи бегают стадами. Только лови, и ешь, сколько надо. А когда приехали, увидели степи, и что ничего здесь нет, не испугались. Взяли лопаты, и начали копать землянки», - вспоминала дочь первого асуника. По ее словам, отец первый из приехавших обзавелся семьей, от двух браков (первая жена умерла при родах) у него родилось 14 детей. Официально годом основания Балтийки считается 1877. Однако есть интересная гипотеза, основанная на воспоминаниях потомков первых переселенцев. По разрозненным сведениям, именно первые четыре жителя – эмигранты из Северной Эстонии - появились в южной части Самарской губернии на месте сегодняшней Балтийки тремя годами ранее, в 1874 году, как их называют историки, доверенные лица крестьян или ходоки, для выбора земель. Основанием для переселения в другие губернии стало утвержденное в 1856 году «Положение о крестьян Эстляндской губернии», разрешившем получать предварительные паспорта для поиска мест поселения. Эстонские земледельцы потянулись в Самарскую губернию в Поволжье, где имелось много свободных земель. В 1859 году приехали первые 10 семей, основав село Лифляндка. Четыре эстонских юноши, спустя почти 20 лет, в 1877 г., вероятнее и были теми доверенными лицами для выбора нового места жительства. Чем приглянулась им бескрайняя степь? Может шелковые серебряные струи ковыля, плавно извивающиеся на степном ветру, напоминали им волны Балтийского моря, или его белые песчаные берега? Нам, современникам, можно только предполагать. Также как и относительно названия села. Но без сравнения ковыльных волн с волнами Балтики, здесь, пожалуй, все же не обошлось. «Балтик», «Балта», «Бальтас», «Балти» на прибалтийских языках они означают белеть. Хотя, просматривая карту Новоузенского уезда Самарской губернии, датируемую началом 20 века, отмечаешь, что село первоначально называлось Балтика, сегодняшнее официальное название Балтийка появляется только приблизительно в 1935-1937 годах. А вот еще ранее село называлось uus küla (уускула). Одна из потомков переселенцев Элга Шейбе, которая сейчас проживает в Красном Куте, перевела нам это слово – на русском оно означает «новое село». Для эстонских земледельцев здесь, действительно, все было новым. Новым было село, основа которого начиналась с четырех землянок, по числу первых поселенцев, новыми стали земли, в которые они вдохнули жизнь. Наверное, не столь важным было название, важным было совсем другое – примет ли их новая родина. Мало ли что…. 
 
Испытания на прочность 
Жизнь на новом месте началась с испытаний. Первые – частые засухи и неурожаи. Исследователь поселений эстонец Аугуст Нигол уже позже в 1918 году писал, «..за1997 г. Старожилы села пределами деревни предстают бесконечный простор и пожелтевшая жухлая растительность, которая не позволяет даже заготовить сено. Дождь летом идет редко. Зимний корм для скота – солома и мякина». Но тяжелые условия жизни словно закаляли переселенцев. Ведь им дали по 12 десятин земли на душу мужского пола. Здесь они были свободны. Эстонские земледельцы занимались традиционными для них занятиями – земледелием и животноводством. Сеяли в основном пшеницу, за продажу которой выручали деньги. Для скота - ячмень и овес. Животноводством занимались в первые годы только для личных нужд, выращивая на мясо малотребовательную в отношении корма овцу. Постепенно подсобные хозяйства расширялись, занялись разведением свиней и коров, выгодно торгуя мясом на рынках Красного Кута и Покровска. Одним из наиболее известных изделий, производимых эстонцами на продажу, было масло, технология изготовления которого отличалась от местной. Однако нашлось то, что эстонцев удивило. Жившие по соседству русские и немцы выращивали дыни и арбузы. Переселенцы быстро переняли опыт выращивания двух культур, в свою очередь, поделившись с местными жителями традициями выращивания картофеля, который они привезли на новую родину. Исскуственные водоемы стали одним из способов выживания в засушливой зоне. Тот же Аугуст Нигол писал, что возле «поселений эмигранты создавали в степных долинах искусственные озера, высаживали зелень». Предпочтение отдавали ивам, которая благодаря зелени давала тень и прохладу. Эстонцы большие любители выращивания фруктов. По воспоминаниям, эстонские деревни, в том числе и Балтийку, отличали от деревень русских высаженные возле домов яблони и ягодные кусты, прежде всего смородина. Несмотря на сложности климата, эстонские земледельцы приспособились к здешним условиям. И земля словно благодарила переселенцев за приложенные усилия, за терпение, за выносливость. Может все-таки они нашли красоту природы в наших краях? Кто знает… 
 
Девичий венок, слезы, расставания 
1910 г. хор с. БалтийкаК концу 19 столетия село разрослось. За прошедшие годы сюда приехало более 50 семей из Эстонии. Вокруг села на плотинах прудов шумели густой листвой деревья. Все чаще поднимались большие, просторные дома. Появляются первые зажиточные крестьяне, имевшие значительное поголовье крупного рогатого скота. Но люди стремились не только к материальному благополучию, важной составляющей новой жизни было сохранение традиций, впитанных с детства. Предать забвению обычаи предков значило забыть свою историческую родину, связь с которой они не теряли. На фотографии 1927 года, когда отмечали 50–летие основания села, группа девушек стоит в сплетенных из свежих цветов венках. Оказывается, это не просто элемент национального наряда. Венок символизировал переход из детского возраста в девичество. Специальный обряд посвящения в девушки проходила каждая представительница эстонского народа, как только достигнет 18-летия. Проходил он ежегодно весной, в церкви, при большом стечении родных, друзей. Виновниц торжества облачали в национальные наряды, надевая на голову венок. Только после обряда посвящения, девушки могли по эстонским традициям выходить замуж. Обряды крещения и венчания проходили в стиле народных традиций. Но у эстонцев есть одна особенность, все свои обычаи они сопровождают песней, точнее хоровым пением, всегда занимавшее огромное место в эстонской культуре. Именно хоровое пение было для эстонцев своего рода отдыхом от крестьянского труда. В архивах Таллинского литературного музея есть сведения, что в начале 20 века хор села Балтийка, созданный приехавшим из Эстонии человеком образованным, знавшим музыкальное исскуство Андевеем, был известным творческим коллективом. Просуществовал хор, по рассказам старожилов, до начала трагических потрясений для эстонских переселенцев. 1917… 1927... 1937…. семерка в череде цифр словно определяла трагическую судьбу целого народа. После революции село Балтийка заметно поредело. Многие из зажиточных крестьян, боясь расправы, уехали обратно на родину. Юбилейный 1927 год, когда всем селом отмечали 50 лет основания, наполнен трагическими моментами. Коллективизация круто изменила уклад жизни эстонских земледельцев. Раскулачивание, ссылка в Сибирь, слезы, расставания, как оказалось, навсегда. Роковым оказался и 1937, за один год из села увезли 17 молодых мужчин, от жен, от детей, никто из них не вернулся в Балтийку. Потом началась Великая Отечественная война. Во многом она определила дальнейшую судьбу села Балтийка. После ее окончания село перестает быть чисто эстонским. Рядом с потомками основателей из Эстонии селятся переселенцы из Белоруссии, Курской области. Создаются новые семьи, уже не чисто эстонские, село становится многонациональным. Начинается новая страница в его истории... 
 
***
 2017 год… Серебристый ковыль, треплемый осенним ветром, все также бесшумно плавными волнами переливается по степи. Есть ему, что нашептать, тихо, неспеша, поведать историю народа. Степная колыбель памяти... Удивительное сплетение человеческих судеб и событий, прошлых жизней и жизни настоящей. Шульц, Каллас, Шейбе, Клинт, Кортель, Локута, Карп, Порк, Лютер, Аллик, Анкер, Раудцеп, Сончик, Силагины, Терешкевич, Чупилко - это лишь незначительная часть потомков крепких, сильных, выносливых эстонских парней, два месяца шагавших от предме стий Таллина до Волги. По современным маршрутам это почти 2000 километров. Но именно эти километры стали путем в новую жизнь и появлением на карте Краснокутского района села Балтийка. Рассказывают, что, все, кто родился и вырос в Балтийке, питают друг к другу особенные дружеские чувства. А некоторые при встрече произносят одно из приветствий: «Здравствуй, брат!» «Здравствуй, сестра!», «Здравствуй, друг!». В этой истории все так переплелось. Может, все, кто родиной считает Балтийку, родственники? Кто его знает… Мало ли что…

Вы можете поделиться данной страницей в социальных сетях.


Обратная связь

Здесь вы можете поделиться своей новостью
e-mail: kv14@yandex.ru

Слово редактору:

Фатеева Елена Александровна