8(8456) 05-14-97
8(8456) 05-18-26
8 905 032-63-74
e-mail: kv14@yandex.ru
6+
X
ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Сегодня: 25.04.2024 г.

Мировые новости

Все статьи >>

Частная реклама

Присоединяйтесь:

Учитель - человек с особенной судьбой

03.10.2017

Эссе "Я - учитель"В традиции журналистов есть такая особенность, мы пытаемся о самой личности, в данном случае педагога,  его деятельности, о выборе профессии говорить от его собственного имени, опираясь на полученный материал. Такие публикации рождаются после интересных встреч, продолжительных бесед, присутствия на уроках или школьных мероприятиях. Поэтому ежегодно, готовясь осветить на страницах День учителя, мы отправляемся  по школам, встречаемся  с учителями, итогом таких встреч могут быть либо интервью, либо зарисовки или очерки. В этом году журналисты районки решили отойти от традиции и ... предоставить право говорить о себе, об учительстве, о выбранной профессии лично педагогам района. Такая идея возникла после того, как заместитель главы по соцвопросам, начальник управления образования района Наталья Белоусова предложила ознакомиться с некоторыми эссе, авторами которых были учителя школ района. Тема эссе была одна - "Я - учитель". Это уникальные работы, где педагоги с разным опытом работы признаются себе лично в любви к выбранной профессии, путь к которой у всех индивидуален. Это лишь часть из десятка представленных сочинений, свободные размышления, полет мыслей и определенных выводов. Сегодня на этой странице, посвященной Дню учителя, автор публикации  и его главный герой - это одно и тоже лицо.

                         Учитель русского языка и литературыКусайло Ольга Александровна

                                       МОУ-СОШ № 2

                            Кусайло Ольга Александровна

                                                                               

                       «Кто постигает новое, лелея  

                       старое, тот  может быть

                       учителем…»

                                                             Конфуций

   

       Долго не могу начать…. Мысли сумбурно кружат в голове….
       Перелистываю страницы своей жизни и понимаю, насколько мне близка профессия учителя. В детстве, играя с подружками, я всегда была в роли учителя: ставила оценки, давала задания. Теперь эта игра из детства превратилась в реальность. Я - учитель.
       Самые яркие моменты моего счастливого детства перед глазами. Вечер. Вся семья в сборе. В зале тишина. Все заняты своим делом. За столом мама, она проверяет тетради. Моя мама учитель русского языка и литературы. Мы с сестрой крутимся рядом, заглядываем в тетради. С интересом следим за мамиными отрывистыми движениями - она исправляет ошибки. Вот её лицо стало хмурым - это значит, что она недовольна своим учеником и, наверное,  оценка будет такая же. А вот она улыбнулась и даже засмеялась. Зовет отца и вслух читает какую-нибудь анекдотичную запись школьника. Мы все смеемся.
       Сначала я была просто сторонним наблюдателем, но позже мама доверила мне готовить дидактический материал к урокам. И я старательно выводила картинки и записи к занятиям. Сейчас,  составляя задания к урокам, я часто вспоминаю эти моменты. Мамин пример добросовестного, творческого, бескорыстного труда  навсегда перед глазами.
       Моя мама добрая, но строгая и справедливая. Когда я пошла в школу, то моим любимым учителем стала моя мама. Хотя  отношение ко мне, как мне тогда казалось, было предвзятое. «Ты - моя дочь!» - этим было сказано всё…
       Время летит. Звенит звонок. Рабочий день закончен. Я, как и все учителя, спешу домой. Дома ждут родные и близкие мне люди - моя семья! Сейчас мы поделимся впечатлениями от прошедшего дня, посмеёмся над смешными ситуациями, сложившимися в школе. Я расскажу о своих трудностях и победах.  А вечером, в полной тишине, я окунусь в мечтания и рассуждения уже моих учеников. Ведь я, как и мама, учитель. Но я всегда буду помнить, что самым лучшим моим помощником в этой нелегкой профессии была и есть моя мама. Ведь это к ней я обращаюсь, когда испытываю трудности. Ведь это она всегда поддерживает  меня во всем. Мамочка спасибо тебе за твою любовь и понимание.
       Я - учитель…… А в ушах звучит «Ты - моя дочь!».     

      ________________________________________________________________________________

          ___________________________________________________________________________

                  ___________________________________________________________________

 

Щербакова Светлана Александровна Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

                        МОУ-СОШ № 3

         Щербакова Светлана Александровна

                                                                                  
 Учитель – самая древняя и самая почитаемая профессия.

Все, от простого рабочего до Президента, прошли через призму души педагога. Именно учитель, сея «разумное, доброе, вечное» формирует личность нового поколения, способствует развитию науки и техники, а вместе с тем развитию нации и государства. Многие с благодарностью вспоминают и всю жизнь хранят образы своих добрых учителей и наставников. Труд учителя – особый труд. Его нельзя мерить количеством выпускников, как измеряют труд рабочего количеством деталей, нельзя мерить количеством рабочего времени, проведенного в школе, потому что общение с детьми не поддается временному измерению. Трудность учительской профессии в том и состоит, что результат своего труда учитель может увидеть только через годы, через целое поколение.

       С сентября 1997 года я открыла двери своей родной  школы уже не как школьница, а как педагог, став вожатой, затем, окончив Саратовский педагогический институт, учителем биологии.  Одиннадцать лет проработала старшей вожатой в школе, которую окончила. Очень любила свою работу, не работу даже, а скорее увлечение.

             Вожатский период запомнился навсегда и Всесоюзным семинаром в детском лагере «Орленок», всесоюзными курсами в Москве, путешествиями по стране, туристическими походами, перепиской с космонавтом Г.С.Титовым, интересными делами и, конечно, детьми, которые, несмотря на прошедшие годы, всегда помнят те веселые пионерские дни. За свой вожатский труд была награждена Почетными грамотами Обкома, райкома комсомола, Почетной грамотой Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации, имела звание «Вожатый-методист». 

       Вот уже сорок лет работаю в школе, из них 29 лет в Муниципальном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школе  №3 учителем биологии, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. И этот этап в моей педагогической жизни  является самым плодотворным. Это открытые уроки, победы моих учеников в предметных олимпиадах разного уровня, участие в районном конкурсе «Учитель года», школьные праздники, экскурсии, классное руководство, выпускные вечера, педсоветы…

       Но моя педагогическая жизнь началась еще раньше, в школе, наверное, даже в начальных классах, когда я буквально была очарована моей первой учительницей Молдовановой Александрой Васильевной, которая вошла в мою жизнь навсегда и уроки которой я никогда не забуду. Я оставалась после уроков, помогала ей проверять наши ученические тетрадки. Именно тогда и зародилось во мне желание стать учителем. Свою первую учительницу  всегда вспоминаю  с благодарностью, считаю  ее Учителем с большой буквы, потому что она воспитывала во мне и моих одноклассниках честность, человеческое достоинство, потребность в знаниях, умение трудиться,  самостоятельно преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.

Выбору своей профессии я также обязана моему классному руководителю и учителю литературы Соколинской Галине Ивановне, которая стала моим другом и в дальнейшем наставником и первым советчиком в педагогической профессии, наставником и учителем с большой буквы. Галина Ивановна для меня всегда являлась примером. Это была и есть  обаятельная женщина, честный и прямой человек, любящий людей, умеющий увидеть и оценить каждого. Она обладала великим даром: не просто отдавать людям все, чем владеет, а быть счастливой, когда делает это. Я благодарна судьбе, которая свела меня с таким замечательным Человеком. Я горжусь тем, что являюсь ее ученицей, и стараюсь достойно нести это звание. Как сказал немецкий поэт И.Гете: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями…»

Интересно, передается ли профессия по наследству?

Я думаю, да.  Ведь обычно человек выбирает ту или иную профессию в соответствии с профессией родителей. Хотя на момент окончания школы мой папа, Аббакумов Александр Сергеевич, уже давно работал преподавателем в профессионально-  техническом училище и я каждый день была свидетелем того, как он до позднего вечера тщательно готовился к занятиям. Конечно, я знала по рассказам моей мамы, что она в юности мечтала о профессии учителя и только какая-то случайность не позволила осуществиться ее мечте. Но именно она, мама, всегда воспитывала во мне уважение к учительской профессии, к педагогам.

 Уже позже я узнала, что, оказывается, мой дед, Аббакумов Сергей Петрович, был учителем, как говорится от бога. И именно он, мой дедушка, которого мне не довелось узнать лично, положил начало педагогической династии нашей семьи, был одним из немногих грамотным человеком на селе, в довоенное время учил сельских ребятишек читать и писать.

Дедушка, Аббакумов С.П. - директор и учитель сельской школы поселка Придорожный, был, по рассказам родных, учителем с большой буквы, все время проводил в школе.  

        Из истории мы знаем,  как жилось простому народу в  30-е годы 20-го века.  Cемья  моего деда не была исключением и испытала все тяготы и лишения тех лет. Дед, будучи человеком любознательным, трудолюбивым,  прививал детям тягу к знаниям, любовь к книгам.  По рассказам родных, у деда были одни - единственные брюки, в которых он ходил в школу и они  ежедневно гладились, чистились.  К сожалению, поселок Придорожный, где до войны жила его семья, сейчас не существует, от него остались только возвышенности, поросшие травой, но, каждый раз, проезжая мимо, я представляю те годы, когда там кипела жизнь и думаю, что было бы, если бы  не проклятая война…

 Педагогический стаж моего деда навсегда прервала Великая Отечественная война, ожесточенные бои в Бресте, затем концлагерь для советских военнопленных.  За несколько месяцев до начала войны сельский учитель Аббакумов Сергей Петрович, у которого было уже двое маленьких сыновей, в 26 лет был призван в ряды Красной Армии и уехал, не думая о плохом. Но, как говорится, что написано на роду, того не миновать. Июнь 1941 года  принес горе нашей семье, в первые дни войны мой дед оказался на самом горячем участке, в Белоруссии, в районе Бреста.  26 июня он, участник  военных действиях на реке Кобра, будучи раненым, попал в плен и больше года провел в фашистском плену в концентрационном лагере для военнопленных  Фалькенау на территории Чехии. Великий  писатель Н. Островский писал  о жизни так:  «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой» Прожил ли человек полезную жизнь, сумел ли он стать достойным гражданином своей Родины? Эти вопросы возникают у многих людей. Считаю, что и мой дед   тоже внес  большую лепту на благо Родины, в историю страны, своей смертью победив врага. В лагерной книге Фалькенау значится, что Аббакумов Сергей Петрович   умер 14 ноября 1942 года. Ему было 27 лет…  И только в мае 2010 года я узнала о его судьбе из Интернет-сайтов, открытых в честь 65-летия Великой победы. На месте его могилы сейчас Мемориал, в память о всех военнопленных, погибших в фашистском плену.  Читая выписку из лагерной книги, строки из Книги Памяти,  я не могла сдержать слез.         

                                               Моему деду…                                                 

Я не буду вдаваться в подробности описания этой войны.

О ней романы, поэмы и повести уже написаны и прочтены.

Многократно показан в фильмах  героизм на фронте, в тылу,

Что проявили советские люди, защищая родную страну.

Становились героями дети, женщины и старики.

Они тоже были в ответе за исход этой страшной войны.

Сколько крови лилось безвинно в распроклятую эту войну!

Но из разных уголков России шли новобранцы на войну,

Сколько наших солдат погибло, пропадало  в фашистском плену,

И из  Придорожного ушло немало воевать.

Родную землю защищать.

                                Так же, как и все, ушёл Сергей Аббакумов..

                                 Ушел…  но  не вернулся в  любимую школу опять.

 Продолжателем профессии педагога стал его сын, мой отец.   Мой папа, Аббакумов Александр Сергеевич, закончив сельскохозяйственный техникум, начинал работать управляющим учебным хозяйством Краснокутского сельского профессионально- технического училища, а закончив  Саратовский сельскохозяйственный институт, мастером производственного обучения и преподавателем в этом же училище. Педагогический стаж его - 25 лет. Многочисленные грамоты и благодарности различных уровней  говорят о его отношении к любимому делу.  К сожалению, папы не стало очень рано, тяжелая болезнь унесла его в 57 лет. Но теплые воспоминания детства греют и радуют мою душу, так как именно с отцом я была очень близка душой и сердцем, именно он помогал мне своими советами, когда я уже работала в школе. И многие люди, коллеги и ученики моего отца, вспоминают его как принципиального, правильного, честного человека.  

А. Дистервег говорил, что воспитателем и учителем надо родиться, так как им руководит прирожденный такт. Дети учителей, вобрав в себя педагогическое наследие, становятся продолжателями этого нелегкого дела.

Так получилось, что в педагогическую профессию пришел после окончания Саратовского института механизации сельского хозяйства и мой брат, Аббакумов Сергей Александрович, сначала мастером производственного обучения в СПТУ, преподавателем автодела в учебно-производственном комбинате, а в настоящее время учителем технологии и ОБЖ в Краснокутской средней школе №3. Он, неравнодушный к проблемам школы, своих  учеников, педагог, приучает их собственным примером быть трудолюбивыми, ответственными. Сергей Александрович всегда является примером для школьников: когда принимает участие в операции «Восстановим леса России», когда готовит команду юнармейцев для празднования Дня Победы, для соревнований по противопожарной обороне, когда мастерит поделки для выставки технического творчества.

В учительскую профессию пришли и моя сестра по отцовской линии, она  стала учителем, хранителем и продолжателем педагогической династии, способными перенять и преумножить опыт лучших учителей нашей страны. Чиженькова Светлана Анатольевна, моя  двоюродная сестра, учитель русского языка и литературы, закончила Саратовский педагогический институт. За двадцать девять лет  работы в школе добилась значительных успехов, как учитель русского языка и литературы, умелый администратор.

Заинтересованность учителя своей работой не осталась незамеченной: выпускники Светланы Анатольевны благодарят ее как очень грамотного, знающего свой предмет учителя, принципиального, но чуткого человека, всегда готового помочь в трудную минуту, разрешить казалось бы, неразрешимую ситуацию. Она награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ, в 2000 году ей присвоено звание Почетный работник Общего образования. Сейчас Светлана Анатольевна - директор Муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №3 г. Красный Кут. Такие учителя, как моя сестра, брат, красивые, энергичные, очень нужны новой школе, нужны детям, которые с любимым учителем готовы преодолевать любые трудности, готовы пойти на любые жертвы ради маленьких научных открытий, ради общения со старшим товарищем.

          Общий педагогический стаж нашей семьи  составляет более 126  лет. Все эти годы представители династии очень ответственно относились и относятся к делу, любили и любят детей. Довольно сложно вступать на учительскую тропу, да еще в тот период, когда страницы газет и журналов, рекламные ролики телепередач гласят о более престижных профессиях и сравнительно высоких заработках и порой выражают негативное общественное  мнение об учителях аутсайдерах. В школе не смогут работать учителя, зашедшие сюда по ошибке, ведь родители доверяют им самое дорогое, что у них есть, - своих детей, а государство – свое будущее. Работая учителем, я не хочу потерять то доверие, которое оказывают и щедро дарят мне ученики и их родители.

В школе, которая сейчас является для меня вторым домом, созданы все необходимые условия для реализации и воплощения педагогических идей. В школе действует живой, сплоченный коллектив. Работа в таком коллективе почетна и ответственна, так как налагает на  педагога определенные обязанности: быть не только теоретически вооруженным в области инновационных технологий, но и на практике осуществлять тенденции нового времени.

Время неумолимо движется вперед, предъявляя новые требования к главной фигуре школы – учителю. К счастью, представители моей педагогической семьи, движутся в ногу со временем. Как учитель с немалым стажем, я открыла для себя две зеркальные стороны учительской профессии, которые взаимосвязаны и отражаются одна в другой. На одной стороне располагается всем известный фактор учительского долга, ответственности, совершенствование педагогического мастерства, то есть УЧИТЕЛЬ как личность, а на другой – самое главное и для учителя, и для детей – овладение знаниями, умениями, навыками культурного наследия, то есть УЧЕНИК как личность. Две стороны одной медали. Учитель, который хочет помочь, и ученик, который хочет понять себя и свое предназначение. Обучая детей, я учусь вместе с ними.

В моем представлении, учитель – это волшебник, владеющий сердцами своих учеников. За взмахом волшебной палочки, при помощи которой открываются  бескрайние дали жизни и красота окружающего мира, скрывается ежечасный, ежедневный тяжелый, но благородный труд. Именно таким волшебником я и хочу стать уже много лет. А для того, чтобы все получалось, нужно просто любить свою работу.  Я  люблю своих учеников и  горжусь тем, что мои ученики – победители районных и областных олимпиад по биологии, я горжусь тем, что мои выпускники полюбили мой предмет так же, как и  я, стали учителями биологии,  я горжусь тем, что мои ученики стали прекрасными специалистами и просто хорошими людьми…

 Говорят, что любимую профессию нужно обязательно передать по наследству. И хотя мои дети не связали свою жизнь с педагогической профессией, я думаю, что педагогическая династия моей семьи продолжится во внуках, правнуках. Передается ли профессия по наследству?  Конечно, передается, и доказательство этого – история педагогической династии моей большой семьи, начиная с моего деда и  продолжаясь в нас, и я верю в это - наших внуках и детях.

   Наше имя со школою связано,

  Вместе с думой о  ней мы живем.

 Состоянья большого не нажили,

   Но в достоинстве не отстаем.

_______________________________________________________________________________________

   ___________________________________________________________________________________

       ______________________________________________________________________________

Исингалиева Эльмира АмангалиевнаУчитель начальных классов

МОУ СОШ с. Комсомольское

Исангалиева Эльмира Амангалиевна

Понимаешь, мама, я – учитель! 
Видишь: я вхожу, бледнея, в класс. 
Это мне решили поручить их - 
Сорок душ и восемьдесят глаз. 
Учитель, сколько надо любви и огня, 
Чтобы слушали, чтобы верили, 
Чтобы помнили люди меня. (Л.Ошанин) 

Моя  школа… Совсем небольшая   Комсомольская средняя школа, но  именно в ней я познакомилась с учительским трудом, именно в  ней  жизнь меня свела с Учителем. Моим ориентиром всегда была Дунина Наталья Петровна. Совсем молодая учительница начальных классов так   понравилась, что  захотелось быть похожей на нее, и свою жизнь дальше без школы я  уже не мыслила.  Не было ни капли сомнения, когда пришло время выбирать профессию. Я и сейчас бегу к своему Учителю: за советом, за поддержкой, а иногда просто ей помочь в чем-то. Мой сын Булат так же учится у неё. Не скрою – я этому очень рада. Встречаясь с ней, я с благодарностью и трепетом вспоминаю школьные годы.

Постулатом работы учителя должны быть слова: ребёнок для школы, а школа для ребёнка! Ученик – это саморазвивающаяся личность. Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь «искру божью», вызвать неподдельный интерес к происходящему в классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. Я работаю по УМК «Начальная школа 21 века». Особенностью учебных курсов является то, что наряду с развитием вычислительных навыков, орфографической зоркости, навыка чтения ученики эффективно продвигаются в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия: «придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать». Такие задания развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности. 

Только то общество способно двигаться вперёд, где целью школы является вырастить ученика, способного превзойти своих учителей. Мне очень важно, с каким настроением ребята уйдут с урока, что расскажут родителям. Высшим уровнем в развитии человеческих качеств является совершенство. Совершенство – категория абстрактная. Сколько к нему ни стремись приблизиться, оно, как горизонт, отодвигается все дальше, но хочу, чтобы мои ученики все равно стремились к своей мечте.

Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, конечно, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха».
Родители не должны быть в стороне от школы, они должны проявлять интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка, создавать благоприятный климат в семье. Необходимо иметь связь друг с другом, то есть родителю и классному руководителю, чтобы совместно способствовать развитию личности ребенка. Такая совместная работа будет больше способствовать взаимопониманию между взрослыми и детьми. Я рада, что меня окружают неравнодушные родители, которые помогают мне.

Однако, общаясь с разными людьми, коллегами, родителями, как часто в последние годы я слышу фразу: «Это ваши проблемы». Для многих это чуть ли не формула спокойствия: не моё и ладно. Исчезнувшее было слово «дефицит» снова возвращается к нам. Только речь идёт не о продуктах и вещах. Сегодня мы ощущаем дефицит внимания, доверия, любви, душевной теплоты к человеку. Дети чувствуют это и  начинают испытывать некоторую неуверенность, а некоторые и страх в ситуациях, требующих от них решения каких-либо учебных или жизненных, значимых для них проблем. И порой, пожалуй, учитель – единственный человек, кому есть дело до ребёнка. Поэтому я считаю, что  сегодня в период падения нравственных ценностей, распада семейного воспитания, с одной стороны, и возросшей потребностью общества в личности активной, творчески мыслящей, обладающей высоким духовным потенциалом,  с другой стороны,  возрастает значимость педагогической поддержки ребенка.  И уже  мало быть хорошим «предметником», профессия учителя сегодня  всё больше предполагает работу тьютора, наставника, который всегда рядом, в соучастии, в поддержке. И именно поэтому сейчас моя позиция учителя  сводится к идее, которую можновыразить   словами: «Создай себя сам, а я тебе помогу!» 

Главное в профессии учителя- научиться жить со своими воспитанниками одной дружной семьей, ведь так важно просыпаться и идти туда, где тебя ждут и любят, где тебе тепло и уютно, и тогда все у тебя получится! Внешняя работа учителя кажется будничной: бесконечные тетради, журналы, уроки…А по сути своей она даёт отдачу, потому что мы растим людей и должны сделать их счастливыми, а значит и себя тоже. 
Каждому педагогу  просто необходимо много работать над собой, следить за методическими новинками, знакомиться с опытом работы учителей-новаторов. 

Стараюсь применять при любой возможности методические новинки, которые черпаю из методических журналов, при посещении уроков коллег. Ежедневная работа с информацией требует все больших знаний не только по поиску, анализу новой информации,  но и по ее хранению, использованию и  достоверности. Сегодня учить детей и взрослых тому и так, как лет пять назад, неприемлемо. Почти все то, что было тогда нормой, сейчас выглядит анахронизмом. Быстро текущее время беспрестанно вносит в жизнь новые черты, новые требования, наконец - новую моду. Педагогу требуются все более глубокие  познания. Нужно снова учиться. Зачем? Чтобы не отстать от моды? Нет, чтобы то, чему учусь и учу, было действительно профессионально и хоть чуть ближе к совершенству. Иначе это не профессиональная работа, которую люблю, а кустарно исполняемое ремесло.

   Моя работа – любимый способ познания, творчества, общения, самовыражения. Мои ученики – мои единомышленники, доверившие мне частицу своей судьбы. Всем этим мне нужно распорядиться мудро и точно.                                          
   Немаловажную роль играет умение учителя уверенно и целесообразно пользоваться современной техникой. Это позволит выгоднее выглядеть в глазах своих учеников. Ещё я должна научить детей самостоятельно добывать знания, а для этого мне нужно постоянно совершенствоваться, только тогда я смогу быть интересной и полезной своим ученикам.

  Сегодня я с уверенностью могу сказать, что я благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу. Я благодарна ей за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда победа ребенка стала моей победой, его радость - моей радостью, и за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах. Как и любой человек, я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно.

И закончить свои размышления я хочу мудрыми словами Мюнхаузена: «Серьёзные лица – ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы  улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Что здесь можно добавить? Я убеждена, что современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребёнку.

_____________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

       ______________________________________________________________________________

Нургалиева Нагима ХадыровнаУчитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ с. Лепехинка

Нургалиева Нагима  Хадыровна
 

  Я учитель, а это значит: я человек особенной судьбы.  Прежде всего потому, что  живу строго по распорядку, именно по распорядку, как в армии. Всё расписано по минутам. Только не отходить от намеченного графика! И в таком космическом школьном темпе моя жизнь прозвенела много лет с короткими передышками длиною в летний отпуск.

 Ещё совсем девчонкой, жизнерадостной и энергичной, несмело влилась я в  учительский коллектив. И сразу влюбилась в этот удивительный, такой разнообразный, неугомонный школьный мир. Постепенно выработались правила, которые, на мой взгляд, являются принципами поведения и деятельности учительской личности. Например, никогда и никуда не опаздывать, никогда и никому не отказывать в помощи.

      Быть школьным учителем – это постоянно находиться в поисках. Как разъяснить? Как помочь учащимся быстрее и надолго запомнить? Как научить сопереживанию? Как пробудить живой интерес к стремительному прогрессу?

Нелёгкая задача для учителя. Особенно  в наш высокотехнический век, когда почти в каждом доме спутниковое телевидение, компьютер – огромный объём яркой информации.

       Просто «отвести» урок – это, пожалуй, чисто механически продемонстрировать администрации школы, что ты отработал свою заработную плату. Дать результативный урок – это целая стратегия, это искусство, это огромный логический процесс. Хотя учимся мы вместе с детьми не только на уроке. Это происходит и в общении на переменах, на вечерах, по мобильникам и интернету после занятий…  Идёшь домой, а в мыслях строишь план завтрашнего урока, анализируешь неудачи, промахи. Сокрушаешься: «Ах, поторопилась! Надо было бы вот так сделать!»

     Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.  "Для ребят идея неотделима от личности, - писала Н.К.Крупская. - То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек". Только при правильных взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому.

Учитель - воспитатель должен знать, чем живут, и интересуются его дети. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. В жизни ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи, в совете. И если он обратится за помощью к учителю, то это говорит о том, что он ему доверяет, а значит, учитель является для него авторитетом.  Но в то же время он будет знать, что учитель не собирается снять с него ответственность. Важно только в каждом ребенке видеть не шалуна Ваньку, а человека, маленького, но настоящего человека. Прожив в школе долгую жизнь, я поняла, что учитель — не столько призвание, не столько талант, одаренность, сколько — судьба. Я отношусь к тем людям, которые не сами выбирали свою судьбу, а которых судьба выбрала, ведь я никогда не думала быть учителем. Я стала им, если быть откровенной, случайно. Но если это и случай, то, по-моему, он — счастливый.  Нравится мне очень каждое утро заходить в свою родную школу, видеть родные лица детей, открывать для них каждый раз что-то новое и наблюдать при этом их  удивлённые, вдохновенные  взгляды. Нравится мне вместе с ними вновь и вновь переживать творческие достижения, успехи в учёбе. Нравится видеть их, счастливых и задорных, на школьных вечерах. Трудно сказать, что всё это – моя работа. Скорее, это просто моя жизнь. Жизнь, смыслом которой является растить и воспитывать человека, настоящего гражданина нашей замечательной страны Россия.

Человек, в чьих руках будет завтрашний день нашей страны, нашей планеты, должен быть умным, разумным хозяином в своём земном доме. И эти качества должны заложить в нём сегодня мы, учителя.  Сумеем ли мы это сделать? Обязаны суметь.  У нас для этого есть всё необходимое: любовь к своей Родине, к нашим воспитанникам, целеустремлённость, терпение, достаточный багаж знаний, жизненный и педагогический опыт и святая вера в то, что всё у нас получится.

    

 


Вы можете поделиться данной страницей в социальных сетях.


Обратная связь

Здесь вы можете поделиться своей новостью
e-mail: kv14@yandex.ru

Слово редактору:

Фатеева Елена Александровна