8(8456) 05-14-97
8(8456) 05-18-26
8 905 032-63-74
e-mail: kv14@yandex.ru
6+
X
ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Сегодня: 29.03.2024 г.

Мировые новости

Все статьи >>

Частная реклама

Присоединяйтесь:

Жители села Ахмат побывали на родине предков – в Красноармейском районе.

24.09.2019

.Раннее утро. Экспедиция, состоящая из жителей села Ахмат  Краснокутского района, отправляется в село Ахмат Красноармейского района. Два села на противоположных берегах Волги связывает общая вековая история. Три часа пути и наша группа въезжает в Красноармейск. Краснокутцев встречает и становится для нас персональным  гидом практически на весь день руководитель  аппарата администрации Красноармейского района Сергей Всемирнов. Это был день, насыщенный большой историей, интересными встречами и настоящими открытиями.

О времени основания села Ахмат на правом берегу Волги имеются две версии: 1709 или 1740 годы. Согласно «Списку населенных мест Саратовской губернии 1894 г.», село  Ахмат основано в 1709 г. и расположено на высоком правом берегу Волги. Однако известный краевед и член Саратовской ученой архивной комиссии  Н.Ф. Хованский  в своей книге «Помещики и крестьяне Саратовской губернии» говорит уже о другой дате. Он сообщает, что колонизация Камышинского уезда  началась во 2-ой половине XVII в. (т.е. сразу после церковной реформы патриарха Никона). Первыми здесь поселились бежавшие из внутренних губерний крепостные, дезертиры, раскольники. Волостное село Ахмат Камышинского уезда было основано выходцами из села Воскресенского Вольского уезда в 1740 г. Сначала Ахматские крестьяне были дворцовыми, но при Павле I вся Ахматская волость, в которую входили также село Мордово, основанное до 1750 г., и деревня Студенка, «существовавшая уже много лет до Пугачева», была пожалована генерал-прокурору Обольянинову. Позже Ахматская волость перешла во владение графине Олсуфьевой.

Ясно одно, что село это основано за несколько десятилетий до знаменитого Манифеста Екатерины II, изданного 4 декабря 1762 года, которым вызывались в Россию поселившиеся за рубежом русские беглецы, по преимуществу, раскольники. Это сопоставление дат еще раз доказывает, что основателями села Ахмат были старообрядцы из внутренних губерний России.

Район волжского села Ахмат издавна привлекал внимание археологов и впервые был обследован членами Саратовской ученой архивной комиссии (Щеглов С.А. и др.) при содействии управляющего графа Д.А. Олсуфьева  А.П. Мегалова. Начиная с 1904 года, и до настоящего времени здесь неоднократно проводились  раскопки и исследования, причем не только российскими учеными.  Самый подробный рассказ о результатах их работ можно найти в диссертации Л.Ф. Недашковского «Золотоордынский город Укек и его округа». Были обнаружены два поселения: Ахматское городище и селище «Мартышкино», грунтовый могильник, клад монет и два местонахождения артефактов.

После революции 1917 г., в 1922 г. старый Ахмат был приписан к Бальцерскому кантону АССР Немцев Поволжья, а с 1942 г. – вошёл в состав Красноармейского района Саратовской области. Сегодня Ахмат входит в МО город Красноармейск.

С 1885 г. началось переселение жителей из волжского Ахмата и нескольких соседних деревень за Волгу на арендованный казённый участок. Прежде всего, переселение было вызвано недостатком пахотных земель на нагорном берегу Волги, среди лесистых буераков, и большой стоимостью здесь аренды земли. Тогда как в просторных Заволжских степях, на берегу Еруслана, земли было много, и арендная плата меньше. Другой причиной переселения старожилы называют частые пожары в волжском Ахмате. Летом мужчины-первопоселенцы, поработав на арендованных землях, подготовились к переезду. Зимой потянулись обозы: на больших широких санях, запряжённых верблюдами и лошадьми, сначала по льду Волги, а далее по степи через сёла Ровное, Воскресенку и Гуссенбах (это кратчайший путь), перевозили деревянные дома, сараи и амбары, а также скарб. Так начиналась история села Новый Ахмат (именно так называлось новое поселение в первые годы своего существования в клировых ведомостях с. Красный Кут, к приходу которого оно было определено), через несколько лет ставшего просто Ахматом. По архивным данным, в 1890 г. в новом Ахмате было уже 153 двора и 1711 жителей. До 1920-х годов население нового Ахмата, состоявшее в основном из русских православных и старообрядцев, год от года увеличивалось.

На протяжении двух последних лет жители села Ахмат Краснокутского района совершают поездки на родину предков, в село Ахмат Красноармейского района. Инициатором этих поездок является Галина Кузьмичева, чьи предки более двух веков назад переселились на наши земли, а в настоящее время является создателем и хранителем музея села Ахмат.

Очередная поездка в Красноармейский район, в которой приняли участие и журналисты «КВ», была насыщенной.  Посещение исторических мест началось с осмотра  окрестностей некогда большого села Студенка, которого больше нет на карте. Большинство жителей Ахмата Краснокутского района - потомки переселенцев из Студенки. Управделами администрации Красноармейского района Сергей Всемирнов провел  экскурсию по местам, где когда-то находилось село Студенка.

По информации сотрудников краеведческого музея Красноармейского района, русская владельческая деревня Студенка образовалась во второй половине XVIII века при усадьбе Марьи Федоровны Быковой, чья семья владела окрестными землями и населенными пунктами. В 1774 году через соседнюю деревню Быковку проходили отряды Емельяна Пугачева. Мятежники казнили двух братьев Марьи Федоровны, но ее матери удалось чудом спастись. В память об этом событии помещица выстроила в Студенке богатую православную часовню с небольшим иконостасом и бассейном внутри, в которой ежегодно с особой торжественностью служили панихиды по ее убитым братьям. Умирая, в 1847 году барыня распорядилась отпустить студеновских крестьян на волю вместе со всей землей, что и было исполнено ее душеприказчицей и ближайшей наследницей Анной Степановной Шомпулевой (в девичестве Долгово-Сабуровой). Крестьяне таким редким по тем временам подарком грамотно распорядиться не сумели и быстро продали землю немецким колонистам, после чего приписались к мещанскому обществу Саратова, вероятно, из-за боязни быть прикрепленными к земле.

При немцах облик Студенки изменился, разобрана была и часовня, единственным напоминанием о которой остался родник. Пещеры, в которых была стоянка пугачевцев, к тому времени затопило водами обширного пруда, находившегося у подошвы покрытой лесом горы. На реке работала водяная мельница, неподалеку проходили крупные Воронежский и Астраханский почтовые тракты. При Советской власти деревня некоторое время входила в Трековский сельсовет и исчезла к 1940-м годам. Такие сведения имеются в книге «Из истории сел Ахмат, Обольяниновка, Белогорское Красноармейского района Саратовской области».

Сергей  Всемирнов, проведший много времени в этих живописных местах, с большим удовольствием поделился с краснокутцами информацией об этом месте. Он почти двадцать лет был руководителем пионерского лагеря. Сегодня,на живописной местности, богатой холмами и лесами,  остались лишь небольшие бугры и разбросанные камни. Они служат единственным напоминанием о располагавшейся здесь деревне Студенки. Кстати, в ней была только одна длинная улица, вдоль которой и селились будущие переселенцы в Краснокутский район. Однако, недалеко от этих мест сохранилось кладбище, на которое, говорят, приезжают потомки жителей села Студенки. Всего несколько дорогих сердцу могил.

Предложение  Сергея Всемирного отправиться на берег Волги и посетить «Пионерский залив» воспринимается краснокутцами с энтузиазмом. Хотя первоначально это в наши планы не входило. Но интересно было посмотреть на берег Волги, откуда и началось великое переселение.

«Пионерский залив» - небольшой каменистый пляж, который образовался в месте оврага Нижняя Студенка на берегу Волги. Свое название он получил  из-за непосредственной близости к детскому лагерю «Дубрава», некогда пионерскому, а сегодня оздоровительному.

Крутой спуск к пляжу, кристально чистая вода, огромные дубы. Прекрасное место для отдыха. Но оно интересно и с исторической точки зрения. В этом месте над Волгой расположен большой пласт, на котором в XV- XVI  веках жили люди. В конце 90-х годов, здесь вели раскопки гости из США, которые, по словам Сергея Всемирного, нашли немало ценных вещей. Вывезти им их не удалось. Все находки были изъяты спецслужбами в аэропорту и переданы в один из музеев. Но, по словам Сергея Всемирного, так и не удалось выяснить, в какой музей все экспонаты были переданы. Если задержаться на берегу Волги и исследовать наползающие к воде скальные нагромождения, можно найти немало артефактов. Но места уж слишком опасные, здесь водится немало ядовитых змей.

В 25 километрах  от  Красноармейска  расположена одна из сохранившихся здесь природных достопримечательностей с таким таинственным названием  «Графский парк». Именно он стал третьим пунктом нашей экспедиции. Здесь в конце XIX в начале XX веков была расположена усадьба Анны Михайловны Олсуфьевой (1835–1899) жены Адама Васильевича Олсуфьева. Дворянка Камышинского уезда, перенесена в дворянскую родословную книгу Саратовской губернии, из Московской, в 1893 году. Владела хутором и 10419 десятинами земли при селе Ахмат, деревнях Студенке и Бобровке.

В настоящее время в дубовом лесу, на месте усадьбы графини Анны Михайловны Олсуфьевой расположены одноэтажные корпуса детского оздоровительно лагеря «Дубрава». Единственными сохранившимися архитектурными сооружением усадьбы является одноэтажное здание, в котором размещается  столовая,  и «Графский колодец», расположенный  в полукилометре от лагеря. Дубы были высажены при закладке усадьбы графини Анны Михайловны Олсуфьевой. Средь дубов немало осталось фруктовых деревьев, высаженных в графском парке. Старые груши давно уже одичали, но по-прежнему обильно плодоносят.

На фасаде колодца до сих пор сохранились старые надписи тех лет.  Однако разобрать написанное на роднике становится с каждым годом всё тяжелее и тяжелее, так как буквы со временем поистёрлись и осыпались. Сам родник-колодец представляет собой подземный коллектор (бассейн), куда собирается вода с ближайших родников. Однако они уже лет десять как иссякли, по какой причине, тоже не понятно. По словам местных жителей, в последние засушливые 2008-2011 гг. родник стал пересыхать в жаркие месяцы и вода не всегда доходит до поверхности. Но, найдя всего в нескольких десятков метров поодаль два колодцевых отверстия, мы увидели, что вода внутри действительно есть.

Разные тайны, легенды и слухи ходят вокруг «Графского колодца» и хозяйки усадьбы Анны Михайловны Олсуфьевой . Одна из них гласит, что муж за непослушание и  измену  замуровал  её в колодец. Как только наступала полночь, её душа выходила и уносила с собой одного ребёнка. Так повторялось из ночи - в ночь. Несколько лет назад на это место приехала одна известная российская прорицательница. И даже якобы указала, что в стене колодца есть женское украшение, вполне вероятнее оставшееся от несчастной женщины. Но разбирать колодец никто не стал. Так и остается эта история загадкой.

Последней остановкой в поездке краснокутцев стало село Ахмат, расположенное в 15 километрах от Красноармейска. В отличии от своего однофамильца с противоположного берега Волги, оно небольшое. В настоящее время здесь проживает чуть больше 60 человек. Но, расположенное на живописном волжском берегу, село Ахмат приобретает с каждым годом все большую популярность, особенно для жителей мегаполистов – Москвы, Питера. От этого и возросшие за последние два года цены на жилье. Ничем непримечательный деревянный домик, без всяких удобств, стоит уже более миллиона. Но есть главное преимущество – завораживающий вид на Волгу.

В селе идет восстановление храма Воскресения Христова, выстроенного здесь в 1807 году. По словам Галины Кузьмичевой, в краснокутском Ахмате есть желающие приехать и принять участие в строительстве храма на родине предков. «Надеюсь, что на следующее лето мы осуществим нашу идею. Тем более, что местный настоятель полностью ее поддерживает», - поделилась с журналистами Галина Кузьмичева.

Есть правда у потомков ахмачей из Краснокутского района еще одна интересная, но весьма опасная задумка. Зимой на санях через Волгу повторить путь своих предков, два века назад отправившихся в путь из Студенки. Пока это только идея. Но путь через Волгу намного короче. Ведь  расстояние между двумя родственными сёлами - старым и новым Ахматом - по прямой составляет 75 км. Но так как в настоящее время нет в нужном месте переправы через Волгу, то приходится ехать в объезд через Саратовский мост, и путь от Ахмата до Ахмата увеличивается до 200 с лишним километров.

Оба села верны своим историческим традициям и заповедям предков. Об этом в том числе говорит и сохранённое через столетия гордое имя двух сёл - «Ахмат», что в переводе с арабского означает «Достохвальный», а также «Тот, кто постоянно благодарит Бога». Канули в лету войны, междоусобицы, но имена великих людей и правителей не дают нам забыть историю нашей великой Родины. С этими мыслями мы прощались с нашим весьма интересным экскурсоводом Сергеем Всемирным, коллегами из районной газеты «Новая жизнь» Красноармейского района. Нет, не верно. Мы не прощались. Мы договорились о новой встрече. Только теперь на противоположном волжском берегу – в селе Ахмат Краснокутского района.

 

Материал подготовила Елена Андреева.


Вы можете поделиться данной страницей в социальных сетях.


Фото:

Обратная связь

Здесь вы можете поделиться своей новостью
e-mail: kv14@yandex.ru

Слово редактору:

Фатеева Елена Александровна