22.05.2017 Думаю, каждый, кто хотя бы раз бывал на улице Степная, обязательно удивлял ся, когда его нога вдруг ступала на твердое дорожное покрытие. Камни, аккуратно уложенные вплотную друг к другу на отрезке улиц Московская-Маяковского, выглядят довольно диковинно среди привычного нам асфальтового покрытия.Уверена, многие мысленно не раз задумывались о том, кто удосужился уложить там брусчатку. На каблуках ходить неудобно, в обуви на тонкой подошве — больно. Только и остается, что ходить в кроссовках. Но как бы там ни было, брусчатая дорога, конечно, выглядит красивее, чем асфальт, намного красивее. Она придает улице некий пикантный привкус старины, когда еще люди ездили в экипажах, лошади цокали копытами, а по краям тротуаров горели газовые фонари. Прохаживаясь по этой брусчатке, ненароком ловишь себя на мысли, что по ней ходили, ого-го как давно.
В поисках информации о бутовом кирпиче я наткнулась на рассказ советского и российского историка Леонида Васильева. Вот что он пишет: «В свое время, до начала массового применения асфальта, брусчатка была элитарным покрытием высшего класса, для главных дорог города.Улицы, замощенные ровными, аккуратными каменными брусками, тесно уложенными впритык друг к другу, были намного красивее и, главное, удобнее для проезда гужевого транспорта...».
Конечно, укладка такого покрытия требовала колоссальных затрат труда для ее изготовления, но зато потом служила верой и правдой, почти не требуя усилий по ремонту и уходу. С появлением автомобильного транспорта и асфальтобетонного покрытия на дорогах брусчатка стала сдавать свои главенствующие позиции. Удивителен тот факт, что и в нашем городе ранее была такая дорога. Она была первой в районе, которая заявила о себе, сменив статус проселочной на звание полноценной проезжей части. Красивое и ровное мощение начиналось аккурат после железнодорожного переезда и плавно тянулось вдоль современной улицы Московской...
Юрий Катаржин родился и вырос в Красном Куте, он не понаслышке знает историю появления в городе дороги, вымощенной камнем. Да что там знает, он сам был непосредственным участником этого грандиозного строительства и один из немногих, кто может поведать нашим читателям, как это было.
Тогда моему собеседнику едва исполнилось четырнадцать, семь классов образования, а дальше... А дальше учиться было уже некогда, ведь жизненные обстоятельства обернулись так, чтоединственным кормильцем в семье стал именно Юрий. Отец рано ушел из жизни, а здоровье мамы все чаще стало подводить, и чрезмерный физический труд ей был уже не под силу. В 1961 году из Волгоградской области на железнодорожную станцию нашего города вереницей потянулись вагоны с невиданными доселе булыжниками. Огромные, неподъемные валуны выглядели довольно внушительно. Именно из них впоследствии и получали составные части для будущей брусчатки.
Для того, чтобы попасть на работу по строительству нового дорожного покрытия, Юрию пришлось пойти на ухищрение. По документам в качестве разнорабочего числилась его мама, но вот фактически с шести утра до десяти вечера самый юный работник из всех имеющихся стойко отрабатывал положенное время. Вы только представьте: четырнадцатилетний мальчишка ловко управлялсяский профессионал, раскалывал на мелкие части, которые потом плотно укладывали в песчаную подушку. Да, вот так, без лишних заморочек и делали ту самую брусчатку. Даже несмотря на простоту технологии, каменная пешеходная зона на улице Степная до сих пор служит жителям нашего города. А там, где она была успешно скрыта от посторонних глаз под слоем асфальта, дорожное покрытие славится своей прочностью и устойчивостью к разрушению.
Хотя улица Степная и находится в той части города, где имеется излишек грунтовых вод, тротуар из бутового кирпича по сей день здесь довольно хорошо сохранился. По словам Юрия Катаржина, он еще прослужит не менее 15 лет, а может и больше.
Я всегда поражаюсь тому, насколько качественным и стойким было все в прошлые годы. Мебель, одежда, транспорт, бытовая техника, да что там говорить, человеческие отношения, в конце концов. А потому, что делалось все с совестью, честью и достоинством. Не для себя любимого, а для людей, живущих рядом. Так, как и эта дорога из бутового кирпича.
Присоединяйтесь: