Готовимся встретить Светлое Христово Воскресение. Что для этого нужно знать
О каких только приметах, суевериях и народных обычаях не услышишь в преддверии Светлого Христова Воскресения. Что из этого правда, а что вымысел? Если до сих пор есть сомнения, то предлагаем вашему вниманию несколько наиболее распространенных верований и комментарии к ним от клирика Покровской епархии священника Алексия Талалаева.
Правда ли, что освященные к Пасхе яйца, куличи и другие продукты наделены целительной силой, с ними нужно обращаться по-особому?
— Во-первых, мы освящаем пасхальную трапезу в знак благодарности Богу за его дары. Также мы получаем возможность совершить доброе дело — оставить что-то из еды в храме для неимущих, чтобы и они могли встретить праздник и тоже поблагодарить Бога за этот дар.
Во-вторых, над пищей не совершается таинство освящения, она не наделяется никакими свойствами. Она просто благословляется. В Православии вообще нет магического отношения к вещам. Помогает не вещь, а наша вера. Кроме того, у православного христианина не должно быть потребительского и магического отношения к вещам — принесу какую-то жертву, а взамен получу блага.
Относиться к праздничной еде «по-особому» не нужно. Нужно помнить, что Церковь благословляет праздничный стол, а не праздник живота.
Правда ли, что пасхальные яйца нельзя красить в другие цвета?
— Традиция окрашивать яйца в красный цвет связана с преданием о том, как святая равноапостольная Мария Магдалина пошла с проповедью о Воскресшем Спасителе. В Риме она преподнесла императору Тиберию яйцо со словами: «Христос воскрес!». Император ответил, что это так же невозможно, как и то, что яйцо в ее руках сейчас же станет красным. Яйцо стало красным.
Почему яйцо? В Римской империи яйцо считали священным предметом. Любая трапеза начиналась именно с этого продукта. Яйцо — символ будущей жизни, воскресения, так как в нем находится новая жизнь. Пасха тоже означает новую жизнь. Почему красный цвет? Красный символизирует Божественную любовь, пролитую за нас кровь Спасителя. Все богослужения, которые совершают вплоть до отдания Пасхи, совершают в красном облачении.
В настоящее время крашение яиц превратилось в семейное искусство. Родственники вместе украшают пасхальные яички так, как вздумается. В этом нет ничего предосудительного, только бы это занятие не заслоняло собой весть о том, что смерть побеждена и дьявол больше не властен над нами.
Правда ли, что на праздничном столе обязательно должны быть крашеные яйца, пасха и кулич?
— Каждый организует праздник по своим возможностям и вкусам. Традиционно на столе должны быть яйца, пасхальный кулич и пасха. Кулич — это малый вариант артоса — квасного хлеба, который освящают на Пасху. Артос знаменует собой воскресшего Христа: Я есмь хлеб жизни (Ин. 6, 35) и Я хлеб живый, сшедший с небес (Ин. 6, 51). Артос всю Светлую седмицу находится в царских вратах. С ним совершают крестный ход, в субботу его раздробляют и дают верующим. Кулич тоже символизирует присутствие Спасителя. Но кулич сдобный, сладкий, с изюмом, медом, орехами, глазурью, которые означают радость общения с Богом. Тот же самый смысл заложен и в творожной пасхе.
Правда ли, что нужно ходить на Пасху на кладбище?
— Пасха — праздник живых. Поэтому посещение кладбища нежелательно. В этот день даже не совершают отпевания в храмах. Обычай ходить в Светлое Христово Воскресение на кладбище, предположительно, связан с укладом жизни наших предков. Раньше на Руси храмы, как и кладбища, находились в крупных селах. Храмы строили на погосте. На праздничное богослужение люди шли со всех окрестностей. Они проделывали длинный, трудный путь, молились за продолжительной службой, а после разговлялись. Где они могли это сделать? На могилах своих родных. Трапеза на кладбище не запрещена, но не была и самоцелью. Со временем обычай стал существовать сам по себе.
На Пасху нужно ходить в храм, на кладбище — на Радоницу, в день особого поминовения, чтобы помолиться и разделить с усопшими радость Воскресения Спасителя.
Правда ли, на Пасху обязательно приветствовать всех словами «Христос воскресе!» и отвечать «Воистину воскресе!»?
— С этой фразой Ангел обратился к святым женам-мироносицам, а они уже с этими словами пошли к ученикам Христа. Неизвестно, как они говорили: «Христос воскрес» или «Учитель воскрес». В апостольские и постапостольские времена этими словами обращались к человеку, для того чтобы поделиться пасхальной радостью. Если он разделял эту радость, то подтверждал: «Воистину воскрес!». На мой взгляд, эти слова — состояние души, наши переживания. Преподобный Серафим Саровский всех приветствовал: «Христос воскресе, радость моя!». Все потому, что в его душе постоянно была Пасха и пасхальное ликование.
А как правильно готовиться и встречать Пасху?
— Преподобный Серафим Саровский, живший постоянной Пасхальной радостью, достиг этого состояния ежедневным подвигом, поэтому, считаю, что готовиться нужно всю жизнь. Время поста — время сугубой подготовки, аскезы. Аскетов сравнивают со спортсменами, которые на протяжении жизни поддерживают форму для соревнований. Но есть время, когда они готовятся усиленно. После они не бросают тренировок, а увеличивают нагрузки, переходя на новый уровень. К верующим это тоже применимо. Христианство — движение. Если человек остановился, посчитав, что он чего-то достиг, он упал. Мы должны подвизаться не только в пост, но и в течение всей жизни, тогда каждая Литургия, каждый воскресный день, называемый малой Пасхой, будет восприниматься нами как Пасха.
Материал подготовила Дарья Хохлова.
Вы можете поделиться данной страницей в социальных сетях.
Присоединяйтесь: