8(8456) 05-14-97
8(8456) 05-18-26
8 905 032-63-74
e-mail: kv14@yandex.ru
6+
X
ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Сегодня: 16.04.2024 г.

Мировые новости

Все статьи >>

Частная реклама

Присоединяйтесь:

По булыжной мостовой, вдоль по улице Степной

22.05.2017

Юрий Катаржин на улице СтепнойДумаю, каждый, кто хотя бы раз бывал на улице Степная, обязательно удивлял ся, когда его нога вдруг ступала на твердое дорожное покрытие. Камни, аккуратно уложенные вплотную друг к другу на отрезке улиц Московская-Маяковского, выглядят довольно диковинно среди привычного нам асфальтового покрытия.Уверена, многие мысленно не раз задумывались о том, кто удосужился уложить там брусчатку. На каблуках ходить неудобно, в обуви на тонкой подошве — больно. Только и остается, что ходить в кроссовках. Но как бы там ни было, брусчатая дорога, конечно, выглядит красивее, чем асфальт, намного красивее. Она придает улице некий пикантный привкус старины, когда еще люди ездили в экипажах, лошади цокали копытами, а по краям тротуаров горели газовые фонари. Прохаживаясь по этой брусчатке, ненароком ловишь себя на мысли, что по ней ходили, ого-го как давно.

 
В поисках информации о бутовом кирпиче я наткнулась на рассказ советского и российского историка Леонида Васильева. Вот что он пишет: «В свое время, до начала массового применения асфальта, брусчатка была элитарным покрытием высшего класса, для главных дорог города.Улицы, замощенные ровными, аккуратными каменными брусками, тесно уложенными впритык друг к другу, были намного красивее и, главное, удобнее для проезда гужевого транспорта...».
 
Конечно, укладка такого покрытия требовала колоссальных затрат труда для ее изготовления, но зато потом служила верой и правдой, почти не требуя усилий по ремонту и уходу. С появлением автомобильного транспорта и асфальтобетонного покрытия на дорогах брусчатка стала сдавать свои главенствующие позиции. Удивителен тот факт, что и в нашем городе ранее была такая дорога. Она была первой в районе, которая заявила о себе, сменив статус проселочной на звание полноценной проезжей части. Красивое и ровное мощение начиналось аккурат после железнодорожного переезда и плавно тянулось вдоль современной улицы Московской...
 
Юрий Катаржин родился и вырос в Красном Куте, он не понаслышке знает историю появления в городе дороги, вымощенной камнем. Да что там знает, он сам был непосредственным участником этого грандиозного строительства и один из немногих, кто может поведать нашим читателям, как это было.
 
Тогда моему собеседнику едва исполнилось четырнадцать, семь классов образования, а дальше... А дальше учиться было уже некогда, ведь жизненные обстоятельства обернулись так, чтоединственным кормильцем в семье стал именно Юрий. Отец рано ушел из жизни, а здоровье мамы все чаще стало подводить, и чрезмерный физический труд ей был уже не под силу. В 1961 году из Волгоградской области на железнодорожную станцию нашего города вереницей потянулись вагоны с невиданными доселе булыжниками. Огромные, неподъемные валуны выглядели довольно внушительно. Именно из них впоследствии и получали составные части для будущей брусчатки.
 
Для того, чтобы попасть на работу по строительству нового дорожного покрытия, Юрию пришлось пойти на ухищрение. По документам в качестве разнорабочего числилась его мама, но вот фактически с шести утра до десяти вечера самый юный работник из всех имеющихся стойко отрабатывал положенное время. Вы только представьте: четырнадцатилетний мальчишка ловко управлялсяский профессионал, раскалывал на мелкие части, которые потом плотно укладывали в песчаную подушку. Да, вот так, без лишних заморочек и делали ту самую брусчатку. Даже несмотря на простоту технологии, каменная пешеходная зона на улице Степная до сих пор служит жителям нашего города. А там, где она была успешно скрыта от посторонних глаз под слоем асфальта, дорожное покрытие славится своей прочностью и устойчивостью к разрушению.
 
Хотя улица Степная и находится в той части города, где имеется излишек грунтовых вод, тротуар из бутового кирпича по сей день здесь довольно хорошо сохранился. По словам Юрия Катаржина, он еще прослужит не менее 15 лет, а может и больше.
 
Я всегда поражаюсь тому, насколько качественным и стойким было все в прошлые годы. Мебель, одежда, транспорт, бытовая техника, да что там говорить, человеческие отношения, в конце концов. А потому, что делалось все с совестью, честью и достоинством. Не для себя любимого, а для людей, живущих рядом. Так, как и эта дорога из бутового кирпича.

Вы можете поделиться данной страницей в социальных сетях.


Обратная связь

Здесь вы можете поделиться своей новостью
e-mail: kv14@yandex.ru

Слово редактору:

Фатеева Елена Александровна