8(8456) 05-14-97
8(8456) 05-18-26
8 905 032-63-74
e-mail: kv14@yandex.ru
6+
X
ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Сегодня: 20.04.2024 г.

Мировые новости

Все статьи >>

Частная реклама

Присоединяйтесь:

Штрихи к портрету юбиляра

12.07.2017
Краснокутский районЗа долгие годы работы в областной прессе мне довелось неоднократно побывать почти во всех заволжских райцентрах. Давно убедился, что каждый из них, как человек, имеет свою биографию. Как у людей, у каждого из них свое лицо. У одних оно выразительное и запоминающееся, у других -не очень. К первым вполне можно отнести наш город на Еруслане. Как говорится, изюминка заключается в его овеянном лирико-романтической легендой имени. Оно порождено очарованьем тюльпанами основателей Красного Кута в 1837 году.
Осенью 1977-го мне, собкору областной газеты «Коммунист» по юго-восточным районам, поступило редакционное задание подготовить очерк по истории Красного Кута в связи с грядущим 60-летием Октябрьской революции. В своих творческих поисках зашел к 1-му секретарю райкома КПСС Николаю Григорьевичу Жеваку, равных которому среди лидеров заволжских районов не встречал ни до, ни после. Попросил его организовать пару-тройку кругов на АН-2, чтобы посмотреть на город в необычном ракурсе - с высоты. «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Он тут же связался по телефону с начальником летного училища Виктором Ивко, прошедшим путь от выпускника училища 1953 года до начальника этого заведения, кавалера ордена «Знак Почета» и ордена «Дружбы народов», Заслуженного работника транспорта СССР, отличника аэрофлота. К На станции Красный Кут, 30-е годыслову сказать, мне посчастливилось общаться по журналистским делам и с предыдущим руководителем училища, его выпускником 1949 года Иваном Диденко. Потом он стал председателем Высшей аттестационной комиссии Министерства гражданской авиации СССР, отмечен высокими наградами страны. Довелось встречаться и с Владимиром Сулиминым, последним из возглавивших ККЛУГА в советское время, также оставившим достойный след в истории лётного училища и Красного Кута.
В тот же день АН-2 с журналистом на борту стартовал с летного поля. За штурвалом был один из лучших специалистов ККЛУГА, пилот 1-го класса, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, командир 5-го отряда Геннадий Иванов. К воспоминаниям об этих личностях напрашиваются из бессмертных строк классика: «Да, были люди в наше время...». Юбилейный материал о Красном Куте по жанру имел признаки репортажа из самолета. В соответствии с этим он начинался со слов: «Так вот он какой с высоты полета АН-2, этот степной городок! С южной стороны его живописно огибает серебристая лента Еруслана. Пришедшая по рукотворному руслу волжская вода влила в него новую жизнь, напоила тысячи гектаров орошаемых земель... Самолет, с борта которого ведется этот репортаж, принадлежит Краснокутскому летному училищу гражданской авиации -старейшей в стране кузнице кадров крылатой профессии. 36 выпусков на её счету. Питомцев училища можно встретить практически на всех воздушных линиях страны». Действительно, численность курсантов одновременного обучения порой превышала полутора тысячи учебных самолетов - до двухсот. Торжественный марш стройных колонн курсантов и командиров, свыше десятка эскадрилий в составе шести отрядов на праздничных демонстрациях в Красном Куте представлял собой впечатляющее зрелище. Он навевал гордость отечественной авиацией - крыльями державы. Училище по праву являлось главным, как ныне выражаются, брендом Красного Кута, имело известность в масштабе всей большой страны - СССР. Ветераны лётного училища.В центре- директор училища В.С.Сулимин
Так уж получилось, что мое первое знакомство с историей Красного Кута началось с прославленной «летки», как именуют ласково в народе ККЛУГА.
Неоценимую помощь в подготовке материала о городе получил в музее боевой и трудовой славы Краснокутского района. Он в то время пребывал, можно сказать, в зачаточном состоянии и располагался в одной из комнат районного ДК. Но информационный материал об истории Красного Кута там уже был достаточно солидный. «Давным-давно берега Еруслана покрывались весной красочным ковром тюльпанов.
Красным Кутом, что с украинского означает «красивый уголок», назвали своё поселение его основатели-переселенцы из Харьковской губернии в 1837 году». Данная точка отсчета истории Красного Кута встретилась в одном из музейных документов, которые предоставил мне заведующий музеем на общественных началах Александр Николаевич Белашов - коренной уроженец Красного Кута, офицер фронтовик, авторитетный учитель истории школы №3. О таких личностях при их жизни обычно говорят «живая легенда». К тому, что он был одним из основателей районного музея, стоит добавить в порядке уточнения крылатую фразу: «Первый среди равных». Александр Николаевич ещё руководил юношеским клубом «Поиск». «Сколько он сделал для города и для нас, подрастающего поколения! Мудро и терпеливо учил любить свой город, приносить пользу людям, радоваться успехам своим и окружающих, быть дружными. Потому и тянулись мы к нему, помогали разыскивать без вести пропавших на войне, помогали ветеранам. ». Это из воспоминаний Натальи Широцкой, участницы клуба, ныне завуча по воспитательной работе Краснокутской щколы №3.
«За многие сотни верст шли сюда, к берегам степного Еруслана, люди в поисках лучшей жизни. Но напрасны были их надежды. Жизнь здесь была прямой противоположностью красоте места. Тот же, что и всюду на Руси, изнуряющий труд, беспросветная нужда, унижения. Бедный люд ютился в курных избах. Строили их из глиняного самана. Вот и сейчас в окрестностях города с высоты отчетливо видны многочисленные ямки, откуда выбирали глину». Далее говорилось, что теперь лицо города всё больше определяют строения из современных стройматериалов. За 9-ю пятилетку и 1976 год здесь построено более 30 000 кв.м. жилья. За указанный период времени сдали в эксплуатацию районный Дом культуры, лечебный корпус больницы на 300 коек, четыре магазина, столовые, детский комбинат и другие объекты соцкультбыта. Строительный комплекс в Красном Куте представляли ПМК-141, МСО - Межколхозная строительная организация, РСУ - Ремонтно-строительный участок, мелиоративные ПМК-39 и ПМК-17. С высоты птичьего полета как-то особенно смотрелись прямые, серые ленты асфальтированных улиц Московская, Краснокутская, Авиационная, Вокзальная. Только за один 1976 год в городе уложили свыше 50 тысяч кв. м твердого покрытия. По улицам Красного Кута и дорогам района двигались машиныавтобазы, «Транссельхозтехники, филиала Энгельсского автопредприятия мелиоративного главка «Главсредволговодстроя» .
и других организаций.
После железнодорожного моста через Еруслан стальные пути разбегаются на Александров Гай и Астрахань. В 1895 году первый гудок паровоза в патриархальной тишине Красного Кута возвестил о новом его рождении. Благодаря исключительно появлению железной дороги это рядовое село получило мощный импульс социально-экономического и культурного развития, уверенно и быстро выделилось из среды других селений. На станции начал формироваться рабочий класс Красного Кута. В том, 1977-м, исполнилось 30 лет Краснокутскому арматурному заводу. Здесь освоили производство почти тридцати наименований продукции. Она пользовалась спросом во многих регионах СССР и странах Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). К тому времени уже по полной программе работал совсем ещё молодой Краснокутский электромеханический завод. Однако в юбилейный очерк он не попал, поскольку как предприятие оборонки цензурой был закрыт для СМИ вообще. В той же стороне располагался Краснокутский участок буровых работ. В шутку его именовали «КГБ - контора глубокого бурения». Там одними из первых в стране освоили бурение скважин на нефть и газ глубиной до 5000 метров и более. На восточной окраине города даже с высоты внушительно выглядели серые громады башен элеватора. Это крупное, высокомеханизированное предприятие по приемке и обработке зерна. Достаточно сказать, что суммарная мощность всех его электродвигателей составляла тогда 17 800 киловатт. На базе Краснокутского элеватора Приволжским территориальным транспортным управлением впервые в стране разработали и внедрили почасовой график перевозки зерна. В том же году исполнилось 45 лет госплем-птицезаводу «Красный Кут», расположенному на территории горсовета. Его высококачественная продукция имела широкую известность в стране. Технология и организация молочного производства служила эталоном в самом широком масштабе.
На территории Красно-кутского горсовета располагается Краснокутская госселекстанция -форпост аграрной науки в юго-восточной зоне СССР. Имена многих ученых станции широко известны в стране.
Ветераны В дореволюционном Красном Куте имелись две церковно-приходские школы, одна частная прогимназия. В 1977-м на его территории насчитывалось пять средних общеобразовательных учреждений. Приплюсуем сюда же вечернюю школу рабочей молодежи, сельское профтехучилище, подготовившее многие тысячи механизаторов широкого профиля. Среди них П.И. Осетров, кавалер высших орденов страны - Ленина, Октябрьской Революции и Красного Знамени, механизаторы А.В. Никулин, И.И. Калинин, А.И. Синицын, В.П. Ильин и многие другие, удостоенные высоких наград Родины. На пятом километре от города сверху, можно сказать, элегантно смотрелся городок зооветтехникума. Здесь выпустили тысячи специалистов животноводства среднего звена. Они успешно трудились во многих хозяйствах области. В городе функционировали два кинотеатра, в парке - летний кинотеатр, клубы железнодорожников, арматурного завода, летного училища, сельского профтехучилища.
С высоты отчетливо виднелись производственные помещения Райсельхозтехники - правопреемницы Краснокутской машинно-тракторной станции (МТС), образованной в 1930 году. Эти станции сыграли ключевую роль опорных пунктов в подъеме советского села. На Краснокутской МТС до войны работал Макс Клаузен, впоследствии радист нелегальной группы в Токио советского разведчика Рихарда Зорге - легендарного Рамзая.
20 лет назад, в 1997 году, в районе широко праздновали 200-летие Саратовской губернии и 160-летие Красного Кута. На дворе очередной юбилей нашего города - ему исполняется 180 лет. Вспомним добрым словом первых собирателей истории земли Краснокутской А.Н. Белашова и его сподвижников. Они это заслужили.
 
Сергей БИКМУРЗИН, член Союза журналистов России

Вы можете поделиться данной страницей в социальных сетях.


Обратная связь

Здесь вы можете поделиться своей новостью
e-mail: kv14@yandex.ru

Слово редактору:

Фатеева Елена Александровна